Рынок отопительного оборудования в России: итоги 2023 года и перспективы на 2024
В 2023 году российский рынок отопительного оборудования продолжил свой рост, справившись с вызовами 2022 года.
В 2023 году ситуация на российском рынке отопительного оборудования была более спокойной, чем в штормовом 2022 году. Вместе с тем, в минувшем году наблюдалось несколько интересных тенденций, которые, вероятно, перейдут и на этот год. Далее расскажем о том, каким был 2023 год для рынка отопительного оборудования и что стоит ждать в 2024 году.
Основные показатели 2023 года
Российский рынок отопительных систем находится на втором месте в мире по объему после китайского. Причина этого заключается в суровых климатических условиях, в которых проживает значительная часть населения нашей страны. Объем рынка отопительных котлов в 2023 году продолжил свой рост, увеличившись примерно на 12% относительно 2022 года. Основная причина такой тенденции – активное развитие загородного строительства, а также необходимость замены установленных 15-20 лет назад устрой ств. Доля импортных устройств на российском рынке составляет около 50%. Вместе с тем, за последние годы среди иностранных поставок существенно выросла доля китайских, белорусских и турецких котлов, заместивших собой европейские бренды.
Объем рынка водяных радиаторов, по оценке директора компании «Литвинчук Маркетинг» Георгия Литвинчука, остался в целом на уровне 2022 года. При этом внутри него наблюдалась разнонаправленная динамика: объем продаж стальных радиаторов, даже несмотря на хорошие показатели спроса, вырос не более чем на 7%, тогда как продажи алюминиевых и биметаллических радиаторов сократились на 5%. Объем производства радиаторов в России в 2023 году вырос на 10% относительно 2022 года, тогда как импорт такой продукции сократился почти на треть из-за роста выпуска отечественной продукции и наличия больших объемов переходящих остатков.
В каких сегментах в 2023 году наблюдался дефицит предложения? Прежде всего, это различное горелочное оборудование (в том числе для промышленных котлов), значительная доля которого поставлялась из Европы. Также российский рынок покинули ряд производителей, поставлявших бойлеры косвенного нагрева, насосы и конденсационное оборудование.
Перспективы рынка отопительного оборудования на 2024 год
В текущем году спрос на отопительное оборудование, как минимум, останется на текущем уровне. Одна из ключевых причин – сохранение темпов строительства, прежде всего жилых зданий. Так, в минувшем году в России было введено в эксплуатацию 110,1 млн кв. м жилья – и это рекордный показатель. При этом вполне вероятно перераспределение спроса в пользу оборудования, применяемого в индивидуальном жилье. Это объясняется растущим спросом на ИЖС: в 2023 году более половины (если быть точным, 53,6% или 59 млн кв. м) введенного жилья представляли собой индивидуальные дома. И это очень хороший тренд для рынка отопительного оборудования: в частном доме на одного человека приходится больше площади, для отопления которой требуется больше оборудования. И пока на рынке наблюдаются все предпосылки для сохранения подобной тенденции и в текущем году.
Еще один интересный тренд, который с большой долей вероятности продолжится в 2024 году – рост спроса на теплые полы. Такое решение подходит только для нового жилья, а с учетом роста доли ИЖС стоит ожидать увеличения востребованности подобных вариантов. Не стоит сбрасывать со счетов и уже построенное жилье, в котором необходимо менять системы отопления. По данным Росстата, в России сейчас насчитывается более 71 тыс. жилых помещений (квартир и домов). Если предположить, что замена радиаторов отопления происходит каждые 20 лет, то ежегодно потребуется минимум 10 млн штук.
Продолжится курс на автоматизацию оборудования и возможность его интеграции в системы «Умного дома». Тем более, это дает вполне осязаемые преимущества: снижение потребления коммунальных ресурсов (что важно не только с точки зрения экономии, но и осознанного отношения к окружающей среде) и повышение безопасности функционирования инженерных систем объекта.
Рассуждая о перспективах рынка в разрезе его сегментов, стоит отметить, что не в полной мере удалось заместить продукцию ушедших брендов среднего и высокого ценового сегмента. Это открывает возможности для новых зарубежных игроков, готовых предложить свое отопительное оборудование данных классов. Из законодательных новелл стоит выделить стартовавший с 1 апреля 2024 года по 28 февраля 2025 года эксперимент по маркировке некоторых отопительных приборов (радиаторов отопления и их секций, а также различных конвекторов).
Дискуссии на эту тему велись уже достаточно давно: в частности, ассоциация ЕВРАРОС на протяжении последних лет выступает за возвращение и дальнейшее совершенствование государственного надзора за обращением отопительного оборудования. Существует вероятность, что уже в следующем году эта норма станет обязательной, что, безусловно, необходимо учитывать, планируя выход на российский рынок. Какое отопительное оборудование будет востребовано в 2024 году и на какие сегменты рынка стоит обратить внимание новым игрокам? В целом это те же самые наименования, что были в дефиците в 2023: горелочное и конденсационное оборудование, насосы, бойлеры косвенного нагрева.
Преимущества участия в выставке Aquaflame by Aquatherm Moscow
На российском рынке отопительного оборудования пока что есть свободные сегменты с минимальной конкуренцией. Однако перед новыми игроками встают масштабные задачи: подготовка к выходу на рынок, знакомство с его тенденциями и поиск надежных партнеров. Решить их поможет участие в отраслевых выставках, таких, как Международная выставка бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, инженерно-сантехнических систем, бассейнов, саун и спа Aquaflame by Aquatherm Moscow.
В 2024 году выставку Aquatherm Moscow посетили 29 133 специалиста из 83 регионов России и 33 стран мира. При этом 93% посетителей оказывают непосредственное влияние на принятие решений о закупках в компании, а 76% участников нашли новых партнеров по итогам выставки. Самый востребованный сегмент – отопительное оборудование: им интересовались 64% посетителей выставки.